Последние новости
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в законодательстве в сфере охраны лесов от пожаров.
- Создано 16.02.2024 09:13
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет менения в законодательстве в сфере охраны лесов от пожаров.
В целях реализации положений Федерального закона от 24.07.2023 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации и Рослесхозом России издан ряд важных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы предупреждения и ликвидации лесных и природных пожаров (постановления Правительства РФ от 22.12.2023 Nº 2263, от 27.12.2023 Nº 2332).
Введено понятие «уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар», под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по их ликвидации. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством России.
Утверждены муниципальный, региональный и федеральный уровни реагирования, устанавливаемые органом местного самоуправления, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и решением федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров или решением соответствующей Правительственной комиссии соответственно.
Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств).
При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых лесные пожары тушатся с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (зоны контроля лесных пожаров).
Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров, и осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации, которые разрабатываются на 5 лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.
Природоохранная прокуратура разъясняет!
- Создано 11.01.2024 11:14
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.
В преддверии новогодних праздников особенно актуален вопрос о незаконной рубке ёлок и сосен.
Статьей 16 Лесного кодекса РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). За незаконную рубку леса предусматривается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Статьей 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан в виде штрафа в размере для граждан до 4 тысяч рублей, для юридических лиц - до 300 тысяч рублей.
Приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины наказывается штрафом для граждан в размере до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц до 700 тысяч рублей. В случае если незаконная рубка совершена с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершена в лесопарковом зеленом поясе, граждан ожидает штраф в размере до 5 тысяч рублей, юридических лиц - до 500 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения правонарушения.
Если в действиях лица установлены признаки незаконной рубки лесных и (или) иных насаждений в значительном размере, в крупном размере или в особо крупном размере статьей 260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, санкция которой предусматривает возможность назначения наказания, как не связанного с лишением свободы, так и лишения свободы виновного лица.
Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.
Так, за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения или в крупном размере, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет со штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
А за деяния, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, может последовать лишение свободы уже на срок до семи лет.
Привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от исполнения обязанности по компенсации вреда, причиненного лесным насаждениям.
Природоохранная прокуратура разъясняет
- Создано 28.12.2023 14:48
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет вопрос включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2023 Nº 45-П проверена конституционность частей 7 и 8 статьи 25
Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой
Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области». Указанные положения признаны не Конституции Российской Федерации.
противоречащими
Конституционный Суд отметил, что проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока главой муниципального образования не будет получено заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее положении о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия федерального органа исполнительной власти с этим проектом; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан направить главе муниципального образования заключение, содержащее положения о согласии с этим проектом или несогласии с ним с обоснованием причин такого решения, в установленный законом срок, а глава муниципального образования вправе требовать его предоставления, в том числе оспаривая в судебном порядке бездействие федерального органа исполнительной власти, участвующего в процедуре согласования.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.
Суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
Данное в настоящем Постановлении конституционное истолкование не распространяется автоматически на решение вопроса о форме и порядке согласования при утверждении документов территориального планирования в других аспектах, кроме связанных с землями лесного фонда.
Природоохранная прокуратура разъясняет
- Создано 28.12.2023 14:52
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет новые требования в законодательстве об охране окружающей среды в деятельности по обращению с отходами, принятые с целью реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла».
С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 Nº 268-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом урегулирован порядок обращения со вторичными ресурсами и побочными продуктами производства.
Ко вторичным ресурсам отнесены отходы, которые в результате их раздельного накопления, сбора или обработки либо образованные в процессе производства могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
Хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию вторичных ресурсов либо передать их другим лицам в целях утилизации.
Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, также обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.
Вторичное сырье - это продукция, полученная из вторичных ресурсов.
К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, и не являющиеся целью данного производства, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение указанных и предметов к отходам либо побочным
продуктам производства вне зависимости от факта включения их в федеральный классификационный каталог отходов.
Побочные продукты производства подлежат отдельному учету обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
Ежегодно до 25 марта хозяйствующие субъекты должны представлять в уполномоченные государственные органы информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам.
Указанная информация отражается также в программе производственного экологического контроля.
При обращении с побочными продуктами производства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.
По общему правилу побочные продукты производства не признаются отходами.
Отходами такие побочные продукты являются в двух случаях:
если они были размещены на полигоне;
если в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 Nº 4249-Р установлен перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Среди них указаны воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов, растворы, содержащие соли и оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях, и ряд других.
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.
- Создано 05.12.2023 11:54
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.
Изменения в процедуре оформления договоров водопользования
При осуществлении водопользования важно знать требования природоохранного законодательства для правильной реализации своих обязанностей, как природопользователя, и для осуществления производственной деятельности согласно установленным нормам.
С 01.09.2023 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 Nº 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» изменились правила заключения договора водопользования и его форма.
Пользование водными объектами является одним из самых распространенных видов природопользования. Для того чтобы осуществлять деятельность, связанную с пользованием водным объектом, юридическому лицу, физическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходим определенный перечень разрешительной документации в зависимости От целей водопользования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 Водного кодекса РФ;
- использования акватории водных объектов, за исключением случаев, при которых выдается решение на пользование водным объектом (ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ); не требуется оформление водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ);
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии с договором водопользования орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водный объект или его часть водопользователю за определенную плату.
С 1 сентября 2023 года обязательна к применению новая форма примерного договора водопользования. Срок рассмотрения документов для предоставления данной услуги изменится и составит 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям:
- определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление указанных документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования ранее указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров;
- установлен перечень документов, которые необходимо будет предоставлять дополнительно с заявлением в случае его направления в уполномоченный орган на бумажном носителе.
Форма самого примерного договора водопользования также изменилась в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влекут наложение административного штрафа (ст.
7.6 КоАП РФ):
на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 30 000 руб. или
административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. или административное
приостановление деятельности на срок до 90 суток.